суббота, 6 июня 2015 г.

Почему бесплатный интернет-контент невозможен без эксплуатации?


Большая часть контента и услуг в интернете доступна простому пользователю совершенно бесплатно: электронная почта, социальные сети, новостные сайты... Задумывались ли вы когда-нибудь: почему? Возможно, вы платите за бесплатный контент гораздо больше, чем можете себе представить? 

Иллюзия бесплатности
            
Facebook, Google, новостные сайты – так можно было бы упрощённо изобразить каждодневный маршрут большинства интернет-пользователей. Маршрут бесплатный и, казалось бы, совершенно безопасный: переход от одного пункта к другому происходит почти автоматически. А что бы стало, если бы в один день вы зашли на любимый информационный портал, а доступ к материалам был бы закрыт – вас бы вежливо попросили оплатить подписку, если вы хотите продолжать пользоваться им?
            
Беззаботная прогулка была бы испорчена: «Почему я должен за это платить?», – раздражённо воскликнут многие. «Почему я могу бесплатно пользоваться Google и Facebook, а этот портал возомнил о себе невесть что и требует от меня денег?!». Многим кажется, что в таких огромных корпорациях,  как упомянутые Google и Facebook, поголовно работают самоотверженные волонтёры, каждый день жертвующие собой во имя «интернета для пользователя». Всё не так просто: в 2014 году годовой доход Facebook был равен более 12 миллиардам долларов, Google – целым 66 миллиардам долларов. Увидев такие цифры, вы всё ещё верите в миссию «интернета для пользователя»?

           
Наши новостные порталы навряд ли могут похвастаться такими доходами. «А это уже не мои проблемы», – скажет типичный, привыкший пользоваться чудесами интернета бесплатно пользователь. «Пусть радуются, что их вообще читают». Такая логика лишь лишний раз доказывает, что сами пользователи не осознают, что они вовлечены в процесс производства капитала, в котором им отведена весьма незавидная роль. Ведь интернет на самом деле – это не место, где все равны, а жёсткая пирамида, которая управляется сверху. 

Интернет-пирамида
            
Примеры Google и Facebook (хотя их гораздо больше) – это примеры тех, кто находится на вершине пирамиды. Именно они создают иллюзию бесплатности. «Так что же в этом плохого?!», – ещё один недовольный выкрик. Парадоксально, но корень проблемы как раз в том, что всё (на первый взгляд) бесплатно.
            
Чтобы доказать, что всё бесплатное – иллюзия, достаточно задать один простой вопрос: как вам кажется, откуда у этих сайтов такие доходы? Если не платите вы, то, получается, кто-то платит за вас. И этот кто-то – не какой-нибудь добродетель, готовый отдать последний цент, чтобы вы могли полистать новостную ленту в Facebook или поискать в Google, куда бы сходить вечером. Этот кто-то – реклама.
             
Если сайты диктуют правила с вершины пирамиды, то реклама – это тот, кто владеет ей, тот, кто устанавливает правила. Вы искали, где провести вечер? Отлично! Google предложит вам парочку приятных мест, и вы наверняка сможете воплотить свои планы в жизнь. Но не всё так просто, как кажется. В следующий раз, когда вы решите как всегда полистать новостную ленту, справа от неё вы увидите либо то место, где хорошо провели вечер, как будто намекающее вам, что неплохо бы посетить его ещё раз, либо другие похожие места, назойливо напоминающие вам, что пора бы уже разнообразить свой досуг. Это первая ловушка иллюзии бесплатности – за вами следят, и ваша личная информация используется без вашего согласия.
         
   
Вторая ловушка ещё более опасная – вы, скорее всего, даже сами того не осознавая, становитесь материалом для производства капитала сайтов, находящихся на верхушке пирамиды. Совершенно бесплатно. Украденная информация о вас используется для того, чтобы потом красть ещё и ваше внимание – при помощи рекламы. Она везде: на вашей личной странице, в новостной ленте, в поисковике, даже в электронной почте – вас никто не предупреждал об этом и не спрашивал, хотите ли вы её смотреть, хотите ли вы, чтобы ваши личные данные использовались в таких целях. Google и Facebook решили всё за вас и за миллионы других людей: мы предлагаем вам свои услуги бесплатно, обесцениваем ваше внимание и за счёт этого зарабатываем свои миллиарды.
           
Просто пользуйтесь услугами Google, Facebook и других сайтов. Совершенно бесплатно.   

Как аудитория превращается в трафик          
            
Механизм эксплуатации на информационных сайтах действует ещё более изощрённым способом. Если раньше интернет был обещанием пространства, где все равны, где каждый может высказать собственное мнение и оно будет услышано, где локальные и глобальные проблемы решаются сообща, а доступные для всех СМИ воспитывают гражданское общество, то сейчас, уже через десятки лет, на такое видение можно реагировать разве что с горькой улыбкой. У всех вышеперечисленных ценностей одно условие – уважение к личности. С того момента, как вы заходите на информационный портал, вы перестаёте быть личностью и становитесь трафиком.
            


«Но как же так? Ведь я могу оставлять комментарии, полемизировать с другими, наконец, просто перестать посещать сайт, который меня не устраивает!», – поспорите вы. И это так, но, как это ни печально, ваше мнение и ваши хорошо продуманные аргументы в комментариях никому не интересны: для системы вы всегда будете либо 1, либо 0 – либо вы есть, либо вас нет. И это ещё одна ловушка иллюзии бесплатности, которая на информационных порталах становится ещё и иллюзией участия. Вы – просто 1, и, несложно догадаться, что таких 1, как вы – миллионы. Вы даже не клиент и не потребитель, который может оказаться прав, вы просто цифра, показатель трафика. А ваш любимый портал, где вы каждый день читаете новости, продаёт вас рекламодателям, которые крадут ваше внимание.
            
Можно ли винить в этом владельцев интернет портала? Нет. В такой системе у них нет другого выхода. Можем ли мы винить журналистов в том, что очень часто они предлагают низкокачественный, плохо подготовленный и даже глупый материал? Нет. Они делают свою работу, которая устраивает их главного работодателя – рекламу. Вы зашли на сайт – вы стали 1, вы прочитали материал – вы стали 1, он вам понравился или не понравился, и вы решили высказаться – вы стали 1. Качество на любой ступени пирамиды теряет смысл, главное – количество, ваше внимание, вы — как единица, легко конвертируемая уже в условную единицу. 
           
Стало быть, журналистика, известная как четвёртая власть, теряет свою главную общественную функцию – информирование общества и формирование гражданского самосознания, предлагая взамен иллюзию участия, которая, на самом деле – всего лишь механизм генерирования трафика для рекламы. А вы согласны отдать власть нечестной рекламе?

Менять систему
            
Безопасная прогулка по интернету на самом деле таит в себе много опасностей, как личных, так и глобальных: реклама крадёт ваши данные и ваше внимание, уничтожает качественную журналистику, превращая её в инструмент манипуляции. Но мы можем это изменить – для этого нужно отказаться от иллюзии бесплатности.
            
Во-первых, необходимо вернуть платную подписку (как это было с газетами). Следует понимать, что пока кто-то платит за вас, этот кто-то также решает, кто вы, а также что и как вы будете читать. Возвращение платной подписки означает реабилитацию качественной информационной и аналитической журналистики и возвращение журналистике её власти – платя за контент, вы становитесь полноценным участником того, что происходит на информационном портале. Журналисты будут мотивированы ответственно выполнять свои задачи, а вы будете читать качественные материалы. 
            
Во-вторых - изменить отношение к рекламе и открыть к себе свободный доступ. Об этом позаботится APM Agentuur (www.adpays.me) – компания, предлагающая качественно новый взгляд на рекламу и интернет в целом. Мы предоставим вам личную рекламную доску, на которой вы будете видеть только те рекламные объявления, которые интересны именно вам, и только тогда, когда сами этого захотите. Самое главное: мы верим, что можно вернуть уважение к личности в интернете, поэтому рекламодатели, выбравшие наш сайт, будут платить вам 90% от стоимости рекламного объявления, которое вы просмотрите. 
            

Мы против пирамид и против ярлыков, которые навешивают владельцы пирамиды. Реклама – не зло, а помощник, она помогает найти то, что нам интересно. Журналистика – не генератор трафика, а жизненно важный для общества институт, который должен оплачиваться теми, ради кого он работает. Мы верим, что создавать интернет для пользователя, интернет, где уважают вас и вы уважаете других, ещё не поздно.

#другойинтернет #APM #APMAgentuur #Adpays #adpays.me #ПерсональнаяРекламнаяДоска
#справедливостьврекламе #малыйбизнес #реклама #ПРД #справедливаяреклама

Комментариев нет:

Отправить комментарий